Гран-при конкурса " Золотые руки"

Леонов Виктор Михайлович получил Гран- при в конкурсе " Золотые руки" в изобразительном искусстве.



Эта картина была посвящена 200-летию Бородинской битвы и получила гран-при на конкурсе учителей "Призвание"  Подарена Виктором Михайловичем обществу потомков участников войны 1812-14 гг.
Посреди огромного Бородинского поля стоит величественный комплекс Спасо-Бородинского монастыря, основанного как памятник героям Отечественной войны 1812 года и стал памятником вечной и верной супружеской любви. 
Этот монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Тучкова IV. Место было найдено не сразу − тело генерала так и не было обнаружено, и только в 1817 году сражавшийся рядом с ним генерал П.П.Коновницын написал Маргарите Михайловне о том, где последний раз видели ее мужа − на средней Багратионовой флеши. Вдова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на этом месте, и получила его вместе с 10 тысячами рублей от государя на строительство.

В 1818 году началось возведение храма-усыпальницы Тучкова. Она была спроектирована в форме античного мавзолея и украшена лепкой и картинами на военную тему. В 1820 году ее освятил архиепископ Московский Августин (Виноградский). Над правым клиросом Маргарита Тучкова собственноручно установила полковую икону Спаса Нерукотворного Образа, впоследствии прослывшую чудотворной. Для себя вдова устроила напротив мавзолея небольшой домик-сторожку из красной сосны, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой. Сейчас это,пожалуй, самое маленькое здание в монастыре - серенький деревянный домик прямо напротив мавзолея Тучкова.
Сыну Маргарита Тучкова посвящала все свое время и внимание и воспитывала его в тульском имении, удалившись от светской жизни. Но возлагаемым на сына надеждам не суждено было сбыться − в возрасте пятнадцати лет мальчик скончался на руках у матери. Похоронив сына в склепе под Спасской часовней-усыпальницей, Маргарита Михайловна окончательно переселяется в свою«сторожку» на Бородинском поле..
.Сюда к ней - "Бородинской отшельнице" - начинают мало-помалу стекаться вдовы и одинокие девицы. К 1833 году на поле Бородина образуется община, которая сначала получает статус Спасо-Бородинского Богоугодного Общежития, а в1838 году − Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Обитель была обнесена кирпичной оградой, выстроили жилые и хозяйственные корпуса.
Маргарита Тучкова постриглась в монахини под именем Мелании, а позднее стала настоятельницей, уже под именем игуменьи Марии... Умерла игуменья Мария в 1852 году и была погребена в мавзолее Тучкова, рядом с сыном. По настоянию митрополита Филарета, ее«сторожка» сохранялась как музей. 

Главная доминанта монастыря, да и вообще этой части Бородинского поля, - гигантский Владимирский собор. Он начал строиться еще при Марии. При ней был создан проект и даже заложен фундамент. Но увидеть новый собор не на бумаге, а в камне она не успела…
Возведение храма было заказано московскому архитектору М.Д.Быковскому, уже имевшему за спиной множество известных и очень удачных работ. Имя для собора было выбрано не случайно − битва на Бородинском поле произошла в день празднования Владимирской иконы. Средства на постройку собора жертвовали офицеры и солдаты русской армии − участники Бородинской битвы и их потомки.
За основу проекта архитектор взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же, как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.
Занимаясь застройкой обители, Быковский постарался позаботиться о том, чтобы новые здания не заслонили мавзолей Тучкова и вообще не стояли слишком близко к центру, благодаря чему собор и вблизи выглядит даже еще грандиознее, чем он есть. Поэтому, войдя в Святые ворота монастыря, посетители − как паломники, так и простые туристы − чувствуют здесь тот же простор и величие, что и на всем Бородинском поле. Простор, над которым возвышается огромный чудный храм...


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Моему учителю посвящается -90 лет со дня рождения художника Бориса Отарова

Художник 21 века Виктор Леонов

Стихи - Посвящение Леонову его ученицей