Как не разлюбить рисование...

 
В самом начале развития ребенка появляется стремление к творчеству. это предопределено природой. Оно-это стремление проявляется по разному, но ,по большей части,- что-нибудь разобрать, сломать , попробовать на вкус и тд. Взрослые давно забыли себя детьми и гасят это стремление всякими нравоучениями, наставлениями, наказаниями, наконец, на корню выжигая это природное начало.

Мне повезло- нечего было ломать. Из всех игрушек были связанные медной проволокой блестящие пуговицы для военной формы. Максимум что можно было сделать- это размотать проволоку и рассыпать пуговицы по полу . Потом появились пирамиды из цветных колесиков. Кубики. Там не чего ломать. 
  Оставалось только взять карандаш, который всегда был у отца в кармане пиджака,как часть его туалета, туалета инженер но- технического работника ИТР. А для рисования использовали газету с ее чистыми полями. Иногда рисовали химическим карандашом горьким на вкус. Его кончик смачивался языком, после чего на бумаге можно было провести яркую синюю полосу, потом - точка, точка, запятая и т д. Тут уже можно было и на газетных текстах рисовать, а не только на полях. Главное, чтобы дитя не плакало .
Вспоминаю, на Арбате в девяностые, среди массы художников, стоял с мольбертом художник, он один был сама элегантность, которую венчала красивая шляпа. Так вот он рисовал портреты на газете ученическим пером и тушью. Это был большой мастер. Внутренняя культура художника являлась в виде строгих черно - белых портретов. 

Вот, собственно, на этом и строится методика преподавания, нет не преподавания, а приобщения ученика к творческой деятельности, частью которой является изобразительное искусство , музыка и поэзия. Эти три вида деятельности дополняют друг друга , показателем чего является использование их для объяснения темы, урока, задания.
Для начала нужно запомнить две формулы как "отче наш":
1- Искусство- это такая неправда, но так похоже на правду, что лучше самой правды. и
2- Композиция есть равномерное распределение на плоскости (лист, холст и тд) различных по величине, тону, цвету пятен.

Конечно же на этом не заканчивается познание предмета, в последствии ученик будет знакомиться с другими особенностями , но это базовые определения, с которых начинается осмысление или переосмысление понятия "Изобразительное искусство".
Что ж, перейдем непосредственно к изображению.

 
Линия
Линия-это основа визуализации творческой мысли. Она же- контур будущего пятна и несёт в себе информацию. Это может быть буква, цифра, что тоже есть Искусство. А если она информативна, то становится понятно, что она, информация, имеет эмоциональное наполнение, содержание. И что очень важно - это нравственно- этическое содержание. Следует сделать отступление: все те сентенции которые справедливы для развития творческой личности в искусстве, не могут быть предложены будущему бизнесмену.
Например: профиль лица любимой, или рисунок на стене школьного туалета. 
Так вот, значит эта линия м.б. красивой и отвратительной, живой и мертвой, неживой, божественной и дьявольской и тд.
Живая линия , характер живой линии определяется ее сходством с живой природой: ветка, лист, линия бедра и тд. Будущему художнику, придется много поработать с рисунком, чтобы отточить красоту и многообразие этих линий, включая штрих внутри контура.
В Японии с малых лет обучают изображению иероглифов

  В "Моей" начальной школе был предмет "чистописание", где преподавалась техника красивого письма в тетрадках в косую линейку . Здесь прививалось чувство красивого и умение красиво изображать. Сюда следовало бы добавить понятие "с любовью". В детстве мне объясняли, что стихи нужно читать с душой , с выражением, "не так как пономарь", но не прилагалось к рисованию.

Объем, пространство, форма.
Уроки рисования гипсовых предметов: геометрических тел, розеток, частей тела , черепа, обрубовки, экорше, скелета головы и пр. могут развить объемно-пространственное мышление и только. Попутно нарабатывается техника линии, штриха, эстетика общего и частного(детали), композиции(расположение на плоскости, иллюзия пространства).
Эти основы дают, конечно, положительный результат, но все же это не самое главное. Но не будем принижать достоинства графических упражнений. Гитарист, виртуозно играющий на гитаре не должен также играть Бетховена на фортепиано. Однако сольфеджио необходимо для любого музыканта.

Уроки рисования лучше начинать с изображения простых линий: прямая, волнистая, ломаная, округлая, змееподобная(интеграл), круг, овал, капля и тд. Листочки, цветы, ягоды- производные от этих простых линий.
В первую очередь нужно обратить внимание на разнообразие размеров и форм, силуэтов. И в этом разнообразии мира проявляется красота, которая также многообразна и неоднозначна. Изобразить их на листе обводкой или срисовывая, предварительно наметив габариты засечками, добиваясь пропорционального соотношения длины и ширины, вытянутости или округлости, характеру контуров листа, прожилков и пр.пр. 
Выполнить цветок лучше в цвете в декоративном стиле сразу же в виде орнамента. Здесь ученик начинает понимать почему декоративное изделие красивое и каким способом достигается эта красота и как она реализуется в декоре различных культур. Он погружается в мир , космос разнообразных видов, стилей и техник.
Многочисленная литература и интернет предоставят эту возможность:от Хохломы до Жестова, от древнего Египта до Японии., от ближнего Востока до крайнего Севера.
В этот самый момент ученик получает столько информации (живость линии, ее способность адаптироваться к плоскости или форме), где предстоит ей сосуществовать с другими частями изделия которой, не придавал должного значения. Ведь всё это живёт с нами от рождения.(Введение в изобразительное искусство. Алексей Шадрин.,,)

Цвет.
О, цвет! Ирина Соловьева так отозвалась,обо мне: "он научил меня мыслить цветом." Мыслить,  значит творить . Если, изучая линию, мы можем видеть примерно границы её познаний, то цвет вообще не имеет ни конца ни края, и потому ограничимся возможным. А именно: краска, цвет , пятно.(Н.Н.Волков. "Цвет в живописи")
Не следует забывать, что размышления о цвете подразумевают наличие линии, контура, внутри которой (которого)производится "раскрашивание"
Краска, нанесённая на лист, даёт открытый цвет (аналогично открытому голосу) и позволяет, не хуже прочих, создавать художественные произведения: декоративная роспись, цветная графика, плакат, интерьер , платье, головной убор, обувь, автомобиль и тд и тп.


Подробнее остановимся на декоративной росписи. Этот вид художественного творчества подробно описан во множестве книг и особенно запечатлён в предметах быта: посуда, одежда, драпировки, ковры, паласы, полотенца-рушники, покрывала, скатерти и тд.
Достаточно обратить внимание ученика на какой-то предмет быта (чашка), рассмотреть детально её размер, силуэт, окраску, орнамент и сравнить с пластмассовым одноразовым стаканчиком, станет ясно как велико значение этого вида искусства. Дальше можно сравнить её с другой чашкой (какая лучше, красивее, почему). Уже на этой стадии ва

возникает интерес и желание повторить, а потом и улучшить форму, цвет, рисунок.
Появившийся интерес желательно закрепить посещением краеведческого музея , музея декоративно-прикладного Искусства.
Коротко остановимся на цвете. Как было уже сказано, в ДПИ цвет берётся открытый, т.е. не смешанный, а такой как есть в природе. Подробнее можно узнать о получении пигментов в курсе минералогии и других учебниках. 
Художник - иконописец использует минералы для получения красочного материала путём истирания измельчённого минерала на стекле при помощи куранта. Не трудно понять, что народные промыслы вышли из культовой живописи. Правда палитра состояла лишь из тех красителей, которые были доступны в регионе, где зарождался промысел. Кроме того, художник искусно сочетал краски в одном изделии, чтобы сохранить гармонию внутри композиции. Одновременно эти сочетания олицетворяли этот вид декора в виде фирменного знака. 

 Так, например, Гжельская роспись- это синий на белом, иногда с добавлением золотого контура, мазка; хохломская роспись- это красный, зелёный, черный на золотом поле. И тд.
Эти цветовые сочетания в различных работах и у различных мастеров могут отличаться, но общий замысел решается в одном цветовом сочетании, что отвечает понятию " Хохломская роспись".
Собственно цвет. Это , когда художник смешивая краски, получает цвета, близкие к природным, т.е. серые: зеленовато-серый куст, красновато- серый помидор, желтовато- серый лимон И правда, если нанести на бумагу жёлтый открытый цвет и сравнить его с цветом лимона, станет понятно, что природный цвет намного сложнее, богаче. Конечно же он не серый и не локальный( цвет собственно предмета), а опосредованный, вмещающий все краски, окружающих его предметов и собственно освещения дневного или лампового и тд. Для определения характера, названия цвета используется термин "рефлексия".Теперь читателю стало понятно рождение цвета на холсте, бумаге . Чтобы больше понимать возможности цвета, нужно обратиться к науке "Цветоведение". Здесь вы откроете множество сведений, помогающих художнику в понимании цветового решения темы или ,попросту, живописи. 
Борис Отаров говорил, что живопись означает "живое письмо", те наполнение художественного образа реальными чувствами, переживаниями художника в момент сотворения задуманного в живописное полотно. Не формальное перенесение увиденного, а пережитое, прочувствованное., выстраданное,
составляя цветовые комбинации.
Прошу прощения, но мне кажется понятным многое, прочитав историю, рассказанную мне ученицей, как её папа, воспитанный на классике (академии)не понимал: в чём феномен импрессионистов. А чтобы понять, стал регулярно посещать Пушкинский музей, где широко представлен этот вид, стиль изобразительного искусства и открыл: это ж так красиво! Действительно, всё гениальное просто , особенно, если взять Матисса. С этого момента, с Вашего позволения, мы погрузимся , окунемся в бескрайний мир живописи, а чтобы не заскучать предлагаю посетить любой Музей, где бы Вы ни находились.
Матисс в устах Б.ОТАРОВА стало именем нарицательным. Это означает: нарисовав контур какой-либо композиции и желая его расцветить( не плохой термин для нашей истории) , мы берём краски и как в случае с декоративной росписью, закрашиваем пятно внутри контура: окно- голубое, стенка - жёлтая, диван - красный, фигура человека--зелёная в полоску(типа-халат), стол - накрыт белой скатертью, ваза на нём- синяя. Картина готова. Скажете нет? А вот и да! Потому что композиция..что? Есть равномерное распределение различных по величине... и тд(см. в начало). Да-да это не Караваджо и не Репин. А никто и не говорит,. Ведь искусство это такая неправда... ну, продолжайте. 
Конечно, мы же угу! Мы хотим как эти.
А для этого (этих) мы приготовили ещё одно великое , значимое имя- СЕЗАНН. А он -то зачем?. А затем, чтобы теперь картина стала картиной как "у них", нужно каждое отдельно взятое пятно разрыхлить, как говорят художники. Тоесть, разделить на множество мелких пятен размером с плоскую кисть (от 3 до 5-10 номера), в зависимости от размера картины и степени детализации и каждое пятнышко (пиксель)закрасить. Можно ,не смешивая ,как Сёра, а можно, смешивая с другими как, 
"другие" лессировочно , пастозно или корпусно. Это зависит от Вас:Вашего темперамента, материальных возможностей. 
И всё?, спросите Вы. И всё- отвечу я.
А разве это мало для создания живописного полотна, для того, чтобы поверить в себя и начать серьезно заниматься изобразительным искусством.
В следующих главах я расскажу о том, чего ещё не написано, а если написано, то где. 
Член творческого союза художников России, лауреат и победитель различных конкурсов изобразительного искусства
Леонов Виктор Михайлович
8985956266489031041533,
84959475616. eml leonow.victor2011@yandex.ru
до скорого

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Моему учителю посвящается -90 лет со дня рождения художника Бориса Отарова

Художник 21 века Виктор Леонов

Стихи - Посвящение Леонову его ученицей